Что такое товарный знак
Обладать собственным товарным знаком (ТЗ) требуется каждой современной компании. Это оговорено в действующем российском законодательстве. Далее подробно – для чего нужен товарный знак, какие вариации он может приобретать, чем отличается от бренда и товарной марки, как и где оформляется.
Что представляет собой товарный знак
Под таким знаком понимают:
§ официально зарегистрированное в госорганах уникальное обозначение, обеспечивающее индивидуализацию товарам или услугам;
§ средство, помогающее потребителю отличать продукцию конкретного производителя от похожих предложений других фирм.
В сегодняшнем бизнесе товарный знак символизирует успешную, безопасную, полностью легальную деятельность. Право на его использование подтверждается специальным документом, выданным государственными структурами.
Для чего нужен ТЗ
Основные причины, по которым предприятиям нужно обзаводиться своим товарным знаком:
1. Защита от конкурентов. В случае копирования выбранного компанией элемента появляются основания для обращения в суд.
2. Сохранность доменного имени. Товарный знак обеспечивает защиту от третьих лиц и киберсквоттеров.
3. Безопасная работа на маркетплейсах. Не обладая официальным ТЗ, можно подвергнуться блокировке на «Мегамаркет», Wildberries, Ozon и пр.
4. Возможность применения иностранных названий. Имея официальное обозначение, можно именовать товары на английском или другом языке без русскоязычного перевода.
5. Наращивание финансовых возможностей организации. Наличие товарного знака повышает шансы на получение крупных кредитов, привлекает внимание со стороны инвесторов.
6. Продажа франшизы. Компания, получившая официальный ТЗ, может позволить другой организации функционировать на платной основе под своим брендом и увеличить благодаря этому свой доход.
7. Контроль над ввозом импорта. Без согласия правообладателя таможенные структуры не смогут пропускать в РФ товары, маркированные его знаком.
8. Законное использование знака охраны. Такая маркировка указывает на регистрацию уникального обозначения в Роспатенте и наличие у его владельцев законных прав.
Кроме этого, обладание оригинальным ТЗ позволяет компании стать более узнаваемой, не оказаться в числе нарушителей закона и избежать необходимости платить компенсацию за использование чужого обозначения.
Какими видами представлены товарные знаки
Различают следующие варианты ТЗ:
Словесные |
Это наиболее распространенная разновидность. Включает только слова. Графические элементы отсутствуют.
|
Изобразительные |
В таких знаках активно применяют графику. Лексической составляющей нет.
|
Объемные |
Представляют собой трехмерные формы определенных товаров. Как правило, указывают на нестандартную продукцию.
|
Звуковые
|
Принимают вид небольших фрагментов из музыкальных произведений. Могут выступать совершенно новой, специально созданной мелодией. Чаще всего это эффектные звуковые заставки.
|
Комбинированные
|
Подобные обозначения объединяют в себе названные выше компоненты.
|
Как уточняется в ст. 1482 российского ГК, в качестве товарного знака могут выступать какое-либо слово, словосочетание, изображение, звук или комбинация из таких элементов.
Разница между товарным знаком и торговой маркой, брендом, знаком обслуживания
Отличия рассматриваемого обозначения от других вариантов:
1. Торговая марка.
Это выражение применяют в качестве синонима товарного знака только в маркетинговой или обывательской сферах. В официальной документации формулировка «торговая марка» не употребляется.
2. Бренд.
Является более широким понятием. В нем объединяются товарный знак, логотип, слоган, фирменный стиль и прочие элементы, свойственные конкретной компании.
Знак обслуживания – это обозначение, связанное только с оказываемыми какой-либо организацией услугами. В отличие от него, товарный знак имеет отношение к определенным товарам.
Особенности использования ТЗ
Как правило, основой для нанесения таких обозначений служат:
§ товары;
§ вывески;
§ стенды;
§ рекламные щиты;
§ фирменные бланки;
§ этикетки;
§ упаковки.
Также товарные знаки фигурируют в договорах, актах и счетах. Присутствуют в доменах, социальных сетях, маркетплейсах, рекламирующих продукцию роликах.
Варианты товарного знака
В качестве примеров товарных знаков можно привести:
1. Слова и словосочетания (Kodak, «Навстречу мечте).
2. Цветные графические изображения (фирменные рисунки компаний Nike, Mcdonalds).
3. Объемные (фигуры известных сказочных персонажей, забавных зверьков).
4. Звуковые (мелодия звонка на телефонах определенного производителя, заставка-приветствие какого-либо канала).
5. Комбинированные (такие ТЗ применяют торговые сети, кондитерские фабрики, производители электроники – «Пятерочка», «Аленка», Xiaomi).
Встречаются голограммы с изображением букв или рисунков, знаки в виде сменяющих друг друга картинок и тактильные варианты, сопровождающие товары для слабовидящих покупателей.Какие обозначения запрещены
Недопустимо использовать в качество товарного знака:
§ названия и сокращения, которые считаются общепринятыми;
§ присущие предлагаемой продукции свойства;
§ нецензурную лексику;
§ обозначения, способные ввести покупателя в заблуждение;
§ словесные формулировки, выражающие неприязнь или ненависть.
Запрещено применять для создания ТЗ фигуры и линии, не представляющие собой уникальную композицию. К примеру, нельзя использовать треугольник, круг, крест и т.д.
Проверка товарного знака на плагиат
Для того, чтобы проверить ТЗ на уникальность, можно воспользоваться услугами сайтов, имеющих доступ к реестру Роспатента. Посетив такую платформу, потребуется выполнить следующие действия:
§ определить класс МКТУ (Международной классификации товаров и услуг);
§ ввести товарный знак в поисковик;
§ ознакомиться с полученной информацией.
Важно учесть! При помощи онлайн-сервиса можно проверить на оригинальность только словесные ТЗ. Если обозначение графическое, объемное, звуковое или комбинированное, потребуется воспользоваться услугами специалиста.
Предварительная проверка не занимает много времени. Такая процедура позволяет убедиться, что выбранный компанией товарный знак действительно уникален и в будущем с ним не возникнет проблем.
Обязательно ли регистрировать собственный ТЗ
Процедура регистрации товарного знака обязательна для всех компаний, занимающихся легальным бизнесом. Использование незарегистрированного обозначения влечет за собой:
1. Нарушение прав владельцев похожих ТЗ. Подобная ситуация способна привести к судебному разбирательству, после чего потребуется выплатить крупный штраф.
2. Конфликт с обладателем доменного имени, обладающего сходством с незарегистрированным обозначением. Действуя через суд, такой конкурент может отобрать ваш домен.
3. Невозможность передачи бизнеса по франшизе. Результатом этого становится утрата дополнительной прибыли.
4. Трудности при сотрудничестве с Интернет-магазинами. При отсутствии свидетельства на товарный знак администрация торговой площадки на законных основаниях блокирует аккаунт продавца.
Продать бизнес, не имеющий товарного знака, практически невозможно, поскольку он связан с различными рисками.
Процедура регистрации товарного знака в РФ
В настоящее время товарные знаки регистрируют несколькими способами – в пункте приема заявок Роспатента (находится в г. Москва), по почте, на сайте ФИПС, на платформе «Госуслуги». Наиболее популярным считается последний вариант. Воспользовавшись им, удастся оформить обязательную для регистрации ТЗ документацию в краткие сроки. В среднем, такая процедура занимает не более 2-3 часов.
Перечислим обязательные моменты при регистрации ТЗ на сайте «Госуслуги»:
Что необходимо для регистрации ТЗ
|
Для успешного прохождения регистрационной процедуры в Роспатенте нужно ответственно подойти к созданию уникального товарного знака, привлечь к этой задаче опытных профессионалов. Далее предстоит несколько обязательных этапов. Рекомендуется установить на компьютере качественную криптопрограмму, способную расшифровать ЭЦП (усиленную электронно-цифровую подпись).
|
Этапы регистрационной процедуры
|
Компании потребуется: § подать заявку на прохождение регистрации; § обозначить, как выглядит уникальный товарный знак; § приложить к нему грамотное описание; § привести перечень предлагаемых под своим ТЗ товаров и услуг; § выразить согласие на обработку персональных данных.
|
Стоимость регистрации |
На сайте «Госуслуги» процедура стоит 23 100 руб. Обратите внимание! Если документы подаются в бумажном виде, потребуется оплатить пошлину в размере 33 000 руб. Таким образом, при сотрудничестве с «Госуслугами» организация экономит больше 10 000 руб.
|
Срок действия права на ТЗ
|
Такое право является бессрочным. Чтобы сохранять его, необходимо каждые 10 лет продлевать регистрацию. |
Как подать заявку на регистрацию через Госуслуги
Порядок действий:
1. Проверить обозначение на возможность регистрации. На этом этапе уточняется, является ли выбранный компанией ТЗ оригинальным. Если задействовать неуникальный вариант, в регистрации будет отказано.
2. Получить ЭЦП. Эта подпись уже имеется у ИП и юрлиц, прошедших регистрацию на «Госуслугах». При ее отсутствии нужно обратиться в удостоверяющие центры, аккредитованные Минцифрой.
3. Сделать учетную запись на «Госуслугах». Потребуется посетить сайт в качестве физического лица и заполнить специальную форму. В ней указывают тип организации и персональные данные. После завершения таких шагов у компании появляется личный кабинет.
4. Выбрать подходящие классы МКТУ. Такой выбор позволяет защитить уникальное обозначение. Всего существует 45 классов, включающих в себя несколько десятков наименований. Если планируется постепенно расширять производство, стоит указать сразу несколько позиций.
5. Самостоятельно рассчитать пошлины. Для этого нужно следовать алгоритму, представленному на платформах «Роспатента» или ФИПС. Итоговый размер госпошлины будет зависеть от количества классов МКТУ. Следует помнить, что для ее оплаты ИП или предприятие должны действовать через учетную запись физического лица.
6. Оформить заявку на сайте. Чтобы выполнить завершающий этап процедуры, потребуется скачать шаблоны заявления и согласия на обработку персональных сведений, после чего добавить их к остальным документам.
Заполненные и подписанные электронной подписью бланки сохранят в едином электронном архиве и направляют для последующего рассмотрения в ведомство. Ответ о регистрации поданной заявки поступит на указанную электронную почту в течение 2 рабочих дней.
Нужно учесть! Специалисты, занимающиеся проверкой предоставленных для регистрации ТЗ документов, работают грамотно и оперативно. Оформив заявку, нужно регулярно проверять почтовый ящик. В любой момент от экспертов может поступить письмо, содержащее какие-либо замечания или рекомендации.
Каковы плюсы и минусы регистрации ТЗ через «Госуслуги»
Преимущества обращения на платформу «Госуслуги»:
§ возможность регистрировать торговый знак, не выходя из дома;
§ принятие заявок в любое время суток;
§ быстрое рассмотрение предоставленной документации;
§ 30 % скидка на госпошлину.
Для компаний, обращающихся к ресурсу «Госуслуги», предусмотрено ускоренное предоставление зарегистрированного продукта. В случае обнаружения каких-либо недочетов в документации, их можно без проблем устранить.
Минусы обращения на платформу «Госуслуги»
Важно помнить! Согласно статистике, до 30 % предоставляемых в Роспатент заявок получают отказ. Это связано с низкой уникальностью регистрируемых товарных знаков. Чтобы избежать такой ситуации, нужно уделять особое внимание этапу разработки ТЗ и его проверке на оригинальность через надежные сервисы.